Чиллер – специальный аппарат, который применяют при необходимости нагреть или охладить жидкость, которая протекает в системах кондиционирования. В качестве таких систем выступают фанкойлы или обычные приточные установки. Зачастую при задаче охладить производственное оборудование на заводах и им подобным объектах, используют именно чиллеры. На том же производстве, чаще используют версии для воды, поскольку у воды более подходящие характеристики, нежели у смеси гликоля.
Принцип работы частей чиллера
Для передачи паров хладагента, используется компрессор. После сжатия паров, начинается постепенное повышение температуры и давления. После этого, проходя через стадию охлаждения, газ становится жидкостью. В жидком состоянии, он переходит в испаритель. Затем цикл повторяется. В агрегате присутствует реле, служащие для защиты соответствующих компонентов от избыточного давления. Индикатором давления выступает манометр. При помощи этого компонента, можно в реальном времени отслеживать давление в камерах. Емкость для фреона – жидкостный ресивер.
Специальный фильтр. Его задача – очищать хладагент от лишней влаги, отходов и остальных материалов. При поломке фильтра, общая эффективность всей конструкции, значительно снижается. Регулятор потока хладагента. Регулятором является соленоидный клапан. Включается он, только когда компрессор находится в рабочем состоянии. В противной случае, сильный удар жидкости под давлением, может повредить компрессор. Стеклянное окно. Позволяет отслеживать пузыри в жидкости. Если их много, значит в смеси недостаточно хладагента. Рядом располагается панель с индикаторами. Зеленый – сигнализирует о том, что никакой лишней влаги нет. Желтые – вода загрязнена и ее требуется подвергнуть чистке.
Клапан горячего пара. Устанавливается в зоне, между высоким и низким давлением. Помпы. Предназначены для прокачки воды по охлаждаемым участкам. Регулятор температуры в испарителе. Его функция – не дать жидкостям замерзнуть в каналах испарителя. Регулятор объема воды в емкости. Не дает воде уменьшиться ниже минимально допустимого уровня. Им управляет поплавок. Если воды слишком мало и поплавок падает, активируется выключатель.
Индикатор температуры воды, прошедшей весь цикл. После завершения всего круга, вода значительно нагревается. Это принцип работы водяного чиллера, но есть также и воздушный. В воздушном образце принцип немного отличается. Там происходит регуляция оборотов кулеров (упрощенная схема).
Самые частые поломки
- Неисправность компрессора. Зачастую данный дефект появляется из-за слишком низкого уровня масла, нагрева электродвигателя. Уровень масла может снизится, если поток хладагента слишком невелик. При недостаточном количестве масла, компрессор износится значительно быстрее. Качество смазки также имеет значение.
- Проблема, которая была описана выше – мощный гидроудар. Возникает из-за того, что клапан жидкости, которая течет в испаритель, был открыт, при выключенном компрессоре.
- Излишняя влага в охлаждаемом контуре. Эта незначительная мелочь может вывести из строя большую часть механизмов. Проблема возникает при недостаточной герметичности.
- Сильная разница давлений в охлаждаемом контуре. Такой дефект может появиться, если в испаритель поступает слишком мало хладагента. А это в свою очередь случается из-за сильного загрязнения конденсатора.
Даже ручная диагностика неквалифицированным лицом, может вызвать дополнительные проблемы. Крайне нежелательно пытаться провести осмотр после поломки, не имея достаточного опыта в этой сфере.